Как сделать подъездную дорогу к дому

Просмотров: 988
разбитая дорога

Вы купили участок, дом, базу отдыха, землю под строительство чего-либо. И необходимо организовать подъезд транспорта к площадке, выполнить строительство подъездной дороги. Конечно же, сначала нужно разобраться с частотой и весом движущегося транспорта. Если мы говорим о периодическом движении грузового транспорта и преобладании легковых автомобилей, то будем подходить к данному вопросу как строительству для частного пользования (для более интенсивного движения необходимо будет увеличить толщину слоев и ширину дороги).

Характеристики подъездной дороги, которые нас интересуют:

  • Ширина;
  • Нагрузки;
  • Ресурсы для строительства;
  • Объем материалов.

Нормативы дорожного строительства

Сначала дадим определение подъездной дороге, которое поможет обозначить нам ее параметры и требования к строительству.

Согласно принятой классификации, дороги существуют 5 категорий, которые разделяются на типы. 1 категория — это высокоскоростные хайвеи, 5 категория– сельские и проселочные.

«В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 года № 767 „О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации“ дороги 5 категории характеризуются следующими показателями:

1.1. Одной полосой движения.

1.2. Шириной полосы движения в 3,5 – 4,5 метров.

1.3. Шириной обочины в 1,0 – 1,75 метра.

1.4. Отсутствием разделительной полосы.

Дороги 5 категории расположены:

— на территории муниципальных районов;

— на территории сельских поселений;

— на территории городских поселений на базе поселков городского типа;

— на территории городов (в виде проездов – с одной полосой движения).»

Можем классифицировать свою подъездную дорогу как 5 категорию.

Возьмём ширину 3,5 м и 1 полосу движения. Обочину делать не будем, но нужно предусмотреть место для разъезда двух машин или разворота. Ведь мы не собираемся устраивать у себя затор или тупик. Для этого можно предусмотреть обочины в нескольких равноудаленных местах. Будем смотреть по длине дороги.

Исходные параметры определили.

Рассмотрим вероятные конструктивные решения. Наиболее известные подъездные дороги — это бетонные плиты, бой бетона или кирпича, строительный мусор или нерудные материалы.

Плиты требуют использования крана. Не на всех участках кран может работать из-за ограничений по габаритам. По стоимости б/у не сильно отличаются от новых, т. к. часто местонахождение сильно дальше нашего района и логистика разницу нивелирует. Все-равно нужна выемка грунта и песчаная подушка, иначе глинистое основание успешно ее поглотит. Есть мнение, что плиты можно укладывать прямо на землю. Это верно только в том случае, если основание твердое. Демонтировать же бетонные плиты с глинистого основания задача трудно реализуемая, понадобится кран большей грузоподъемности, чем при укладке– плита на глине работает как присоска. Если подобные сложности вас не смущают, такая дорога является рабочим вариантом.

Технология строительства дорог

stroitelstvo dorog

Мы же вернемся к нормативам и современным технологиям для строительства дорог.

«3. Дорожные одежды для дорог 5 категории в соответствии со сводом правил СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85).

 3.1. Тип – облегченные: из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими (для дорог IV, V категорий).

3.2. Тип – переходные (IV, V и на первой стадии двухстадийного строительства дорог III категории):

— щебеночные и гравийные;

—  из грунтов и каменных материалов, обработанных вяжущими или армированных геосинтетическими материалами.

3.3. Тип – низшие (V категория): грунты, армированные геосинтетическими материалами или улучшенными добавками.

4. Толщина дорожной одежды для дорог 5 категории.

На основании пункта 8.33 вышеуказанного свода правил (СП 34.13330.2012) толщины конструктивных слоев в уплотненном состоянии должны составлять:

4.1.  Не обработанные вяжущим щебеночные и гравийные материалы на песчаном основании – 15 см,

на прочном основании (каменном или из укрепленного грунта) – 8 см.

4.2. Каменные материалы и грунты, обработанные органическими или неорганическими вяжущими – 10 см.»

Итого, минимум требований это щебеночные или гравийные материалы на песчаном основании, армированные геосинтетическими материалами. Толщина гравийных материалов 15 см, песчаное основание 10-15 см.  

Геосинтетические материалы, которые тут желательно применять, это:

Геотекстиль 250 г/м2 и выше– однозначно, обязательно. Или, в переводе на профессиональный язык, прочности 8 км/м2 и выше. У разных производителей разные разрывные характеристики.  Зачем он нужен? Геотекстиль не даст частицам слоев выноситься друг в друга и вовне и исключит смешивание слоев. На прочность основания он влияет лишь косвенно, он скорее держит конструкцию стабильной. Еще полезно будет сделать полуобойму из геотекстиля, т.е. завернуть боковины дороги текстилем, чтобы не давать ей расползаться. Геотекстиль укладывается под каждый слой– на грунт под песок, на песок под щебень.

Георешетка — это то, что действительно увеличивает несущую способность дороги. Георешетка (геосетка) СД-20 или СД-30 под щебенчатым слоем значительно усилит нагрузку, воспринимаемую дорогой. Имея ячейки 40*40 мм, решетка заклинивает щебень (используем фракцию не более 40-70 мм, лучше 20-40) и создает гибкую прочную плиту.  Такая решетка при проектировании считается как слой, придающий прочность конструкции, тогда как геотекстиль в расчётах не учувствует. Можно использовать для дороги и объемную георешетку, но она скорее будет работать как скелет, чем как прочностной слой.

Справка: Геосинтетика-это не удорожание в строительстве, а как раз наоборот. Проблема разрушения дорог– смешивание слоев, инфильтрация частиц, поглощение нерудных материалов глинистыми, мягкими грунтами. Раньше в проектах не использовали геосинтетику и при расчетах приходилось перезакладывать толщину слоев, чтобы дорога служила дольше.

 

Естественно, чтобы сделать дорогу 25-30 см, нужно предварительно вынуть это количество грунта, особенно если он мягкий.  Определитесь, что вы с ним сделаете.

Дорогу лучше делать с поперечным уклоном, чтобы стекала вода, в 2 см/1 м.п.

Теперь поговорим о щебне.

Прочность и фракция щебня. С фракцией более-менее все понятно. Наиболее результативным вариантом будет использование двух фракций– 40/70 и 10/20 с забутовкой(заклиниванием) мелкой фракции в крупную.

Прочность– не менее М400, но чаще рекомендуется М600 в нормативной документации.

И это дает нам ответ на вопрос о бое бетона, кирпича, применении известнякового щебня. Часто там фигурирует М300-600. Это не значит, что средняя прочность 450. Скорее всего, не более 300-350. Такой наполнитель будет разрушаться под колесами. Наиболее предпочтителен гравийный колотый щебень. И, как высшая ступень, гранит, габбро. Известняковые породы по своему составу более склонны вступать в реакцию с окружающей средой.

Этапы строительства подъездной дороги:

-выемка грунта специализированной техникой 0.25 см толщиной минимум. На 1 м2 и ширине 3,5 м вынуть придется 1*3,5*0,25=0,875 м3 грунта (уплотненного);

-уплотнение основания для создания прочного основания катками или виброплитами-3,5 м2;

-укладка геотекстиля– 3,5 м2– с коэффициентом запаса на нахлесты и обойму берем ширину рулона 6 м. Не самый дорогой материал, не нужно экономить;

-отсыпка песка с послойным уплотнением катками или виброплитами– толщина 0,15*3,5*1=0,525 м3 песка на 1 п.м дороги. Не забываем учитывать коэффициент уплотнения (привозят песок в разрыхлённом виде по объему) 1,25-1,3, итого  0,66 м3 песка на 1 м.п.

-укладка геотекстиля (5-6 м 2 на м.п дороги) +укладка геосетки– геосетка СД-20 и СД-30 имеет ширину 4 метра и не нуждается в обрезке, можно оставить выпуски (или обрезать, по желанию). Расход на 1 м.п дороги 4 м2 сетки;

-отсыпка щебня с послойным уплотнением катками или виброплитами, с проведением забутовки. Толщина 0,15*3,5*1=0,525 м3 щебня на 1 п.м дороги. Не забываем учитывать коэффициент уплотнения (привозят щебень также в разрыхлённом виде по объему) 1,25-1,3, итого  0,66 м3 щебня на 1 м.п(пополам двух фракций).

Уплотнение производиться до коэффициента 0,97 (не менее 7 проходов по слою в 5-7 см виброплитой мин 250 кг).

Обратите внимание, мы рассмотрели программу минимум. Чем мягче основание, выше интенсивность движения или нагрузки, тем больше слоев должно быть.

Такую временную дорогу после окончания строительства можно перевести в разряд постоянной, покрыв асфальтом. Ведь она уже устоится, доуплотнится и будет проверена временем.

Понятно, что своими руками построить подъездную дорогу достаточно сложно. Вы можете заказать данную услугу нас или проверить своего подрядчика по данной инструкции.

Остались вопросы? Напишите нам