Мы же вернемся к нормативам и современным технологиям для строительства дорог.
«3. Дорожные одежды для дорог 5 категории в соответствии со сводом правил СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85).
3.1. Тип – облегченные: из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими (для дорог IV, V категорий).
3.2. Тип – переходные (IV, V и на первой стадии двухстадийного строительства дорог III категории):
— щебеночные и гравийные;
— из грунтов и каменных материалов, обработанных вяжущими или армированных геосинтетическими материалами.
3.3. Тип – низшие (V категория): грунты, армированные геосинтетическими материалами или улучшенными добавками.
4. Толщина дорожной одежды для дорог 5 категории.
На основании пункта 8.33 вышеуказанного свода правил (СП 34.13330.2012) толщины конструктивных слоев в уплотненном состоянии должны составлять:
4.1. Не обработанные вяжущим щебеночные и гравийные материалы на песчаном основании – 15 см,
на прочном основании (каменном или из укрепленного грунта) – 8 см.
4.2. Каменные материалы и грунты, обработанные органическими или неорганическими вяжущими – 10 см.»
Итого, минимум требований это щебеночные или гравийные материалы на песчаном основании, армированные геосинтетическими материалами. Толщина гравийных материалов 15 см, песчаное основание 10-15 см.
Геосинтетические материалы, которые тут желательно применять, это:
Геотекстиль 250 г/м2 и выше– однозначно, обязательно. Или, в переводе на профессиональный язык, прочности 8 км/м2 и выше. У разных производителей разные разрывные характеристики. Зачем он нужен? Геотекстиль не даст частицам слоев выноситься друг в друга и вовне и исключит смешивание слоев. На прочность основания он влияет лишь косвенно, он скорее держит конструкцию стабильной. Еще полезно будет сделать полуобойму из геотекстиля, т.е. завернуть боковины дороги текстилем, чтобы не давать ей расползаться. Геотекстиль укладывается под каждый слой– на грунт под песок, на песок под щебень.
Георешетка — это то, что действительно увеличивает несущую способность дороги. Георешетка (геосетка) СД-20 или СД-30 под щебенчатым слоем значительно усилит нагрузку, воспринимаемую дорогой. Имея ячейки 40*40 мм, решетка заклинивает щебень (используем фракцию не более 40-70 мм, лучше 20-40) и создает гибкую прочную плиту. Такая решетка при проектировании считается как слой, придающий прочность конструкции, тогда как геотекстиль в расчётах не учувствует. Можно использовать для дороги и объемную георешетку, но она скорее будет работать как скелет, чем как прочностной слой.
Справка: Геосинтетика-это не удорожание в строительстве, а как раз наоборот. Проблема разрушения дорог– смешивание слоев, инфильтрация частиц, поглощение нерудных материалов глинистыми, мягкими грунтами. Раньше в проектах не использовали геосинтетику и при расчетах приходилось перезакладывать толщину слоев, чтобы дорога служила дольше.
Естественно, чтобы сделать дорогу 25-30 см, нужно предварительно вынуть это количество грунта, особенно если он мягкий. Определитесь, что вы с ним сделаете.
Дорогу лучше делать с поперечным уклоном, чтобы стекала вода, в 2 см/1 м.п.
Теперь поговорим о щебне.
Прочность и фракция щебня. С фракцией более-менее все понятно. Наиболее результативным вариантом будет использование двух фракций– 40/70 и 10/20 с забутовкой(заклиниванием) мелкой фракции в крупную.
Прочность– не менее М400, но чаще рекомендуется М600 в нормативной документации.
И это дает нам ответ на вопрос о бое бетона, кирпича, применении известнякового щебня. Часто там фигурирует М300-600. Это не значит, что средняя прочность 450. Скорее всего, не более 300-350. Такой наполнитель будет разрушаться под колесами. Наиболее предпочтителен гравийный колотый щебень. И, как высшая ступень, гранит, габбро. Известняковые породы по своему составу более склонны вступать в реакцию с окружающей средой.
Этапы строительства подъездной дороги:
-выемка грунта специализированной техникой 0.25 см толщиной минимум. На 1 м2 и ширине 3,5 м вынуть придется 1*3,5*0,25=0,875 м3 грунта (уплотненного);
-уплотнение основания для создания прочного основания катками или виброплитами-3,5 м2;
-укладка геотекстиля– 3,5 м2– с коэффициентом запаса на нахлесты и обойму берем ширину рулона 6 м. Не самый дорогой материал, не нужно экономить;
-отсыпка песка с послойным уплотнением катками или виброплитами– толщина 0,15*3,5*1=0,525 м3 песка на 1 п.м дороги. Не забываем учитывать коэффициент уплотнения (привозят песок в разрыхлённом виде по объему) 1,25-1,3, итого 0,66 м3 песка на 1 м.п.
-укладка геотекстиля (5-6 м 2 на м.п дороги) +укладка геосетки– геосетка СД-20 и СД-30 имеет ширину 4 метра и не нуждается в обрезке, можно оставить выпуски (или обрезать, по желанию). Расход на 1 м.п дороги 4 м2 сетки;
-отсыпка щебня с послойным уплотнением катками или виброплитами, с проведением забутовки. Толщина 0,15*3,5*1=0,525 м3 щебня на 1 п.м дороги. Не забываем учитывать коэффициент уплотнения (привозят щебень также в разрыхлённом виде по объему) 1,25-1,3, итого 0,66 м3 щебня на 1 м.п(пополам двух фракций).
Уплотнение производиться до коэффициента 0,97 (не менее 7 проходов по слою в 5-7 см виброплитой мин 250 кг).
Обратите внимание, мы рассмотрели программу минимум. Чем мягче основание, выше интенсивность движения или нагрузки, тем больше слоев должно быть.
Такую временную дорогу после окончания строительства можно перевести в разряд постоянной, покрыв асфальтом. Ведь она уже устоится, доуплотнится и будет проверена временем.
Понятно, что своими руками построить подъездную дорогу достаточно сложно. Вы можете заказать данную услугу нас или проверить своего подрядчика по данной инструкции.